Младшими дошкольниками считаются дети от 3 до 4 лет. Данный период развития очень важно не упустить, так как на него приходится кризис трех лет и формирование коммуникативных навыков.
Еще вчера это был послушный малыш, а сегодня: «Я сам», «Не пойду» и т. д. Ребенок начинает входить в социум и пытается общаться, обмениваться информацией со взрослыми и сверстниками, которые его окружают, подражать им.
Значение помощи родителей в развитии речи у детей младшего дошкольного возраста
Попытки вести диалог в трехлетнем возрасте сопровождаются бурной жестикуляцией и мимикой. Несмотря на то, что в свои 3 или 4 года некоторые дети уже довольно хорошо разговаривают, полноценного двустороннего общения они выстроить не могут, так как словарный запас достаточно скуден.
В пополнении копилки слов и словосочетаний помогают взрослые. Они должны набраться терпения и отвечать на все вопросы ребенка, а он их задает в этот период в огромном количестве. Не зря трехлеток называют «почемучками». В этом возрасте словарный запас малыша возрастает примерно до 2 тысяч слов.
Возрастная норма навыков речи
Что в норме знает и умеет малыш 3-4 лет:
• знает свои имя, фамилию, отчество и может их произнести, а также имена своих родных;
• строит предложения из пяти слов с содержанием предлогов, существительных, глаголов и местоимений (прилагательные используются, но отдельно и мало);
• запоминает и рассказывает детские короткие стишки;
• составляет рассказ по картинке из 3-5 коротких предложений;
— называет и перечисляет знакомые предметы, которые показывает ему взрослый;
• сравнивает предметы по цвету и размеру;
• считает минимум до 10-и.
Чтобы ребенок мог выполнять к 4 годам все это, необходимо создать благоприятную среду и необходимые условия для полноценного развития.
Условия для развития речи
1. Первоочередное – это исключение «сюсюканий» взрослых во избежание проблем в развитии речи или недостатков в произношении, которые потом смогут исправить лишь специалисты. Ведь взрослый – это образец для подражания! Всегда помните это.
2. Обеспечение ребенка необходимыми, соответствующими возрасту атрибутами: книгами, игрушками, картинками, песенками и сказками в формате аудио и др.
3. Основной вид деятельности у трехлеток – игра. Они начинают брать пример со взрослых и пробуют себя в роли мамы, доктора и т. д. Наличие наборов различных профессий позволяют расширить не только кругозор, но и словарный запас ребенка.
4. Игры настольные и дидактические стимулируют инициативу в общении, желание самому рассказывать, проявляя активность и самостоятельность.
5. Проведение пальчиковых игр, разучивание коротких стишков, артикуляционная гимнастика – необходимый набор упражнений, способствующий полноценному развитию речи.
6. Настольный театр или театр теней также обогащает ребенка новыми словами.
7. Частые прогулки с сопроводительными рассказами о птичках, деревьях, домах и обо всем, что нас окружает, накапливают опыт и знания, которые потом трансформируются в грамотную речь.
Вышеперечисленные условия выполняют очень важную роль в развитии речи у младшего дошкольника. Смена впечатлений, разнообразие игр, совместная деятельность со взрослыми, создание творческой и доброжелательной атмосферы – это в совокупности очень эффективный «тренажер» для построения правильной речи. Ослабления в педагогическом воздействии быть не должно, ведь от развития речи зависит интеллект ребенка.