Раньше считалось, что учить ребенка языкам до года – бессмысленное занятие, потому что это его только запутает и даже приостановит развитие речи. Многие так думают до сих пор.
Однако на сегодняшний день уже доказано, что дети с 7-8 месяцев могут отличать по звучанию один язык от другого. Соответственно, они не перепутаются у них голове, хоть и может показаться обратное.
Дети появляются в мире, наполненном различными звуками. И понемногу они учатся их интерпретировать и понимать, откуда исходят звуки и что означают. Прежде всего, малыш должен научиться понимать, где начинается и где заканчивается каждое слово в потоке речи. Это совсем непросто, ведь мы способны выделять отдельные слова в предложении, если язык, на котором говорят, нам знаком. Если же речь идет о незнакомом иностранном языке, то различить слова будет практически невозможно. А ребенок в возрасте 7-8 месяцев способен различать слова, из которых состоит предложение. Кстати, позже, когда малыш начнет говорить, сначала он будет произносить отдельные слова, а не законченные фразы.
В течение первых шести месяцев жизни большинство малышей уже отлично различают звуки. Так, малыш из Японии сможет определить разницу между «р» и «л», а с возрастом это будет сделать сложнее и сложнее. А англоязычные малыши смогут отличить шведские гласные от немецких или звуки «б» и «п» в испанском языке, хотя для взрослого англичанина это будет задание не из легких. Как бы удивительно ни звучало, но в течение первого года жизни дети теряют эту способность и главным для них становится родной язык, то есть тот, на котором говорят родители. Поэтому эксперты советуют родителям, которые действительно хотят воспитать ребенка, владеющего двумя языками как родными, с самого начала говорить с ним полноценно на обоих языках. Или же, начиная с возраста семи-восьми месяцев, ведь именно тогда дети начинают осваивать азы речи.
Практически все люди овладевают языком (а иногда более чем одним) на уровне носителя в возрасте до пяти лет. Как детям удается усвоить такой объем информации за такой короткий промежуток времени? Запоминают ли дети так, как и взрослые? Большинство ученых утверждают, что на процесс изучения языка влияют два фактора: биологический (врожденный) и фактор окружающей среды. Некоторые уверяют, что дети приходят в этот мир с врожденной способностью понимать основы и принцип всех языков. Поэтому, хоть в ребенке генетически не заложен датский или японский языки, общепринятая грамматика позволяет им освоить базовые знания быстрее, чем с этим справится взрослый человек. Это происходит на интуитивном уровне, что позволяет бегло говорить на любом языке уже с первых лет жизни.
Кстати, детство – критический период для развития речи в целом. Малыши, чьи коммуникативные навыки активно развиваются в течение данного периода, в будущем освоят любой иностранный язык сравнительно легко. Ребенок учится быстрее при условии «полного погружения» в иностранную среду, тем временем как взрослым проще освоить иностранный язык традиционным методом, в аудитории учебного заведения. То есть, в то время как ребенок запоминает, не осознавая этого, взрослому необходимо учить и разъяснять теорию, его мозг не настолько податливый и гибкий, он запоминает по-другому.
Кроме того, что взрослые не могут быстро и без усилий выучить язык, как это получается у детей, им будет также намного сложнее говорить с акцентом, как у носителя данного языка. Именно в детстве проще поставить произношение, так как в этот период мы осваиваем звуки. Если ребенок начнет учить язык с самого детства, ему легче будет достичь идеального произношения.
Осознавая, насколько важным сегодня есть знание иностранных языков и сколько привилегий оно дает на рынке труда, все больше родителей заинтересованы в воспитании детей, владеющими свободно несколькими языками. Те, у кого есть возможность (семьи, где мама и папа происходят из разных стран), общаются с детьми на разных языках дома, остальные находят нянь других национальностей или отдают детей в специальные школы, где обучение проходит на иностранном языке.
Однако, тот факт, что родители ребенка не разных национальностей, не означает, что он не сможет свободно владеть несколькими языками. Конечно, сможет! И так как детство – идеальный период для освоения языков, чем раньше начнет, тем лучше.
Так с чего же начать обучение языкам для ребенка 2-3 лет? Самый верный способ – в максимально естественной для ребенка среде повторять с ним новые слова, а потом и короткие фразы. Находясь в языковой среде, уже вскоре ребенок сам, к всеобщему удивлению, сможет строить грамматически правильные фразы. И ему не придется задумываться, в каком времени и наклонении он говорит, нужно ли добавлять окончание к глаголу.
Итак, подведем итог вышесказанному. В детстве языки следует учить, находясь в естественной языковой среде. Точно так же, как малыши осваивают свой родной язык. Вначале детки, которые обучаются таким способом, приобретут пассивные знания, то есть, они будут понимать, что им говорят, но не смогут сказать сами. Но в один прекрасный день они станут произносить отдельные слова, а потом фразы. Этот метод действительно работает и пригодится тем, кто хочет научить ребенка языкам.