Детская психология относится к первому, самому значимому в жизни человека этапу, в котором физическое, познавательное и личностное развитие ребенка происходит неимоверно быстро. Это период от момента рождения до того времени, когда ребенок начинает ходить в школу, а также в некоторой степени и школьный возраст. В этот короткий по сравнению с взрослой жизнью период в психике ребенка происходят невероятные изменения.
Ребенок очень быстро растет, постоянно двигается вперед, все, что появляется в его жизни, новое, со временем от простейших реакций он переходит к более сложным и осмысленным действиям, к двухлетнему возрасту начинает овладеть речью, становятся заметными первые проявления самостоятельности, начинает работать воображение, происходит еще много других изменений.
Всe эти явления характеризуют развитие ребенка и ее особенности. Явления, к которым имеет прямое отношение детская психология. Она призвана изучать закономерности психического развития ребенка, условия и движущие силы развития психики в детстве, закономерности функционирования и изменения познавательных, волевых и эмоциональных процессов, особенности формирования ребенка как личности, а также особенности различных видов детской деятельности, например, игры, учения, труда, формирования возрастных и индивидуальных особенностей детей. Она тесно связана с педагогической психологией, педагогикой, биологией, физиологией, медициной, семейной психотерапией. Детская психология разрабатывает методы психологического прогнозирования, такие как систематическое наблюдение, беседы, собирание и анализ продуктов детской деятельности, таких как, рисование, лепка, литературное творчество, а также различные виды эксперимента. Эти методы позволяют устанавливать уровень развития психических процессов и свойств, характерных для каждого возрастного этапа.
Исследования в области детской психологии имеют важное значение для педагогической практики, так как без знания условий и закономерностей психического развития ребенка невозможно эффективно управлять педагогическим процессом в соответствии с целями воспитания и обучения.
Исследование детского поведения в детской психологии имеет две цели: а) понять самого ребенка, его реакции на различные ситуации, понять, как он чувствует и думает, как воспринимает, и б) понять, как он взрослеет, суметь предсказывать особенности его развития и выяснить, как события и впечатления детства влияют на последующее развитие.
В детской психологии внимание обращают как на общее психическое развитие или развитие отдельных психических процессов у одних и тех же детей на протяжении более или менее продолжительного периода их жизни, так и с помощью относительно кратковременных экспериментов изучают один и тот же психический процесс у различных групп детей, находящихся на различных возрастных ступенях своего развития.
На разных возрастных этапах наблюдаются разные изменения, которые не носят случайный характер, а являются закономерностью. Эти изменения, происходящие внутри конкретного возрастного периода, а также психологические особенности детей каждого возраста и изучает детская психология. Кроме того, эту науку интересует то, как происходит переход от одной стадии развития к другой, и, в первую очередь, те новообразования, которые появляются в психике ребенка на границе периодов. При этом выделяются особенности, которые типичны, свойственны большинству детей этого возраста. Таким образом, детская психология изучает и факты, и закономерности психического развития ребенка.
Психическое развитие ребенка, как правило, рассматривается с трех сторон: развитие его деятельности, развитие психических процессов и формирование личности.
Первое относится к тому, что ребенок в процессе развития осваивает разнообразные виды деятельности: предметную, игровую, продуктивные виды, элементы трудовой и учебной деятельности. На каждом возрастном этапе ведущим становится один вид, который и определяет главнейшие изменения в психике ребенка. В процессе развития не просто осваивается деятельность, но и совершенствуется психика как в данной деятельности, так и в общем.
Ребенок, как известно, не рождается с уже готовыми психическими процессами, но по мере его развития появляются, меняются и совершенствуются внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь, чувства, воля. По мере взросления психические процессы становятся все более произвольными.
Дальше у ребенка формируются достаточно устойчивые внутренние психологические качества, которые начинают определять его поведение, поступки, позволяют ему оценить себя, осознать место, которое он занимает в системе общественных отношений.
Таким образом, в процессе развития ребенка изменяются виды его ориентации в окружающей действительности, формы психической регуляции деятельности, изменяется его место в обществе, в системе социальных отношений. Ребенок из беспомощного существа становится субъектом многообразной человеческой деятельности. В этом процессе ребенка и родителю во многом и помогает детская психология.
Подготовила Лилит Алексанян