Глина один из первых природных материалов, знакомых человечеству. Его использовали не только как материал для изготовления предметов утвари. Людям давно известно так же исцеляющее свойство глины: ее до сих пор применяют в медицине и косметологии. Но, оказывается, глина еще и неоценимый помощник в решении многих жизненных проблем и трудностей, от самых легких до самых тяжелых. Именно поэтому специалисты – педагоги, психологи, психотерапевты, врачи – “придумали” глинотерапию, как своеобразный метод помощи людям.
По природе своей глина мягка, податлива, пластична, легко управляема, из него можно слепить все что угодно, потом переделать, изменить сделанное. К тому же она полностью натуральна, что приближает человека к природе, позволяет найти и почувствовать свою гармоничность. С ним могут иметь дело не только взрослые. Дети разных возрастов также любят мять в руках сырую глину. Для работы с глиной особых навыков не требуется, однако, чтобы создать что-то из нее, необходимо прилагать усилия, сосредоточиться на действии, на достижение результата, хотя более важен сам процесс работы.
Работая руками с глиной человек начинает думать, осмысливать, выбирать, принимать решения, в процессе вымешивания устанавливается контакт с самим собой, человек сосредоточивается на себе, начинает лучше понимать себя, свои мысли, чувства и эмоции, управлять ими, узнает и открывает себя с разных сторон, начинает лучше чувствовать свое тело и его потребности, обнаруживает скрытые внутренние ресурсы. Глина также способна поглощать негативные эмоции, чувства и аффекты. Поэтому, работа с глиной дает возможность взрослым и детям не только выразить такие негативные чувства, как гнев, обида, вина, печаль и любые другие переживания, телесные ощущения и опыт, которые сами они затрудняются определить словами. Она также позволяет избавляться от накопившегося напряжения, чувства вины, подавленности, неуверенности, страха, агрессии, стресса, во многих случаях помогает найти смысл существования, приводит к очищению и корректировке эмоционального состояния, появлению внутренней опоры. С помощью глинотерапии дети выражают свои мысли, чувства и эмоции, развиваются их тактильные (чувственность через кожу и прикосновения) и двигательные ощущения. Глинотерапия укрепляет внимание, прорабатывает терпение, помогает бороться с тревожностью и чувством дискомфорта, телесными зажимами, избавиться от раздражения, обрести ощущения контроля и владения собой, вернуть внутреннее спокойствие и умиротворение.
Работающий с глиной человек может «вылепить свои проблемы», желания и идеи, а затем рассмотреть их, внести гармонизирующие изменения, трансформировать их в другие символические образы, что позволяет справиться с сильными чувствами, посмотреть на проблему с разных сторон и найти нужное решение для выхода из трудой ситуации. Болезнь, например, можно трансформировать в здоровье, тревогу — в спокойствие, таким образом избавляясь от проблем навсегда. Корректируя глиняную форму, человек фактически своими руками изменяет внутреннюю и внешнюю ситуацию к лучшему.
Играя с глиной, можно вернуться в прошлое, где произошло какое-то событие, ограничившее спонтанность, естественность процесса развития. Так можно пройти через все стадии развития, завершить незавершенные процессы и стать более гармоничной личностью, научится управлять своим временем и действиями.
Глинотерапия позволяет наблюдать за состоянием ребенка, увидеть то, что происходит с ним. Дети начинают осознавать и привыкать к тому, что можно своими руками создавать что-то, развивая самостоятельность и мышление. Когда ребенок изучает созданное своими руками, внутренне он сам начинает чувствовать, какие изменения необходимы в нем делать.
Работая с глиной дети преодолевают агрессивность, страхи, тревожность, развивается их творческое воображение, способность фантазировать, выражать чувства символически и вербально, развиваются мелкая моторика, сенсорные ощущения, повышается осознанность чувств, переживаний, они становятся способными сами регулировать свое поведение, начинают размышлять над разными вопросами. Глинотерапия побуждает также к самоисследованию и личностному росту.
Глина помогает также детям с проблемами, связанными с гиперактивностью, замкнутостью, аутичным детям, детям пережившим травматические ситуации с целью восстановления их психической чувствительности, через творческую деятельность помогает им достичь взаимопонимания с собой и окружением.
Несмотря на то, что глинотерапию “все возрасты покорны”, она рекомендуется в первую очередь тем детям и подросткам, в некоторых случаях также и взрослым, которым нужно найти свое место, решить вопросы взаимодействия с окружающими, понимать и оценивать себя. Она поможет им развиваться в их собственном темпе, наверстать упущенные этапы их личностного развития, а подросткам, кроме всего этого, позволит своевременно раскрыть и понять свои эмоциональные и социальные потребности, тем самым налаживая путь для гармничного, самостоятельного и относительно беспроблемного развития личности.
Подготовила Лилит Алексанян