Арт-терапия – сочетание психологии и творчества

Арт-терапия для детей

Арт-терапия – это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, пения, музыки, танцев, сказок. Она подходит для работы с детьми, начиная с самого раннего возраста. Это один из самых «мягких», но глубоких методов, который позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, высвободить его скрытые энергетические резервы и эмоции. Арт-терапия для детей хороша там, где другие методы трудно применять. Главное условие для детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность. Занятия воспринимаются, скорее, как игра и интересное общение. Процесс арт-терапии учит ребенка выражать свои переживания по возможности спонтанно и произвольно.

Арт-терапия для детей предполагает создание условий для само­выражения, вызывает новые способы активности и помогает их закрепить путем творческого самовыражения и развития личности. Такие занятия обычно происходят в более свободной форме. Обсуждение и разрешение психологических трудностей и проблем происходит на фоне игровой или творческой деятельности. Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс.

В дошкольный период интенсивно развивается личность ребенка, проявляются ряд психических новообразований, происходит становление важных личностных черт, формируются те особенности психики, которые определяют поведение детей, их отношение к окружающему миру и представляют собой фундамент личности. Основная цель арт-терапевтической работы с дошкольниками состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия позволяет им свободно проявлять свою фантазию.

У дошкольной арт-терапии воспитательная, развивающая, коррек­цион­ная, психотерапевтическая, функции. Она позволяет развивать коммуникативные навыки ребенка, способность к сотрудничеству. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

На арт-терапевтических занятиях с дошкольниками искусство — лишь средство, которое помогает лучше понять себя. Основная цель занятий помочь справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые он не может передавать словами, и дать выход творческой энергии. Ребенок осваивает один из доступных и приятных для него способов снятия эмоционального напряжения в будущем.

Арт-терапия с детьми способствует также снятию детских страхов, развивает уверенность в своих силах, пространственное мышление, учит свободно выражать свои мысли, работать с разнообразными материалом, развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, фактурности и объемности, мелкую моторику рук. В процессе терапии происходит работа с личностью ребенка, так как процесс творческой работы позволяет обратиться к реальным проблемам и фантазиям ребенка, о которых он в основном молчит. Совместная работа создает также благоприятные условия для создания искренных, открытых отношений, опыт которых затем переноситься в реальную жизнь и способствует преодолению трудностей поведения.

В задачи занятий входит развитие творческих и коммуникативных способностей, стимулирование творческого самовыражения, раскрытие своего «Я», расширение представлений о самом себе, развитие уверенности в себе, повышение самооценки, также сплочение детского коллектива, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Для некоторых задач эффективны одиночные встречи. Это — снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекция страхов, устранение барьеров, вызванных особенностями воспитания в семье и пр. А с группой сверстников есть возможность удовлетворить потребность в общении с ними, научиться отстаивать свое и учитывать мнение других, проявлять активность, сдерживать себя и пр. 

Выбор материалов, которыми пользуются дети во время терапии, огромен: гуашь, акварель, краски, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, картон, фольга, текстиль, журналы, пластилин, глина, нитки, скотч, клеевые карандаши, ножницы и т.д. Выбор индивидуален: один будет рисовать красками, другой проявит интерес к песочнице.

В арт-терапии используются такие инновационные техники и приемы, как рисование ладошками (психологи рекомендуют использовать эту технику для коррекции агрессивного поведения и повышенной возбудимости), кляксография, рисование шерстяными нитками. В числе техник изотерапии можно назвать тестопластику, лепку глиной, рисование песком, пальцами, ладонями (другими частями тела), акватушь, штриховка, каракули, монотипия, рисунок на воде, рисование на стекле, рисование сухими листьями, изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов, изображение предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет (фольги, бумаги).

Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Имеет значение также получение ребенком необычного опыта. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения. А это ключ к неосознанной информации.

Во время арт-терапии, также проводятся коррекционно-развивающие занятия, в которых сочетаются разные виды терапии: музыка, фотография, танцы и др. Так у ребенка появляется возможность реализовать свои творческие спо­собности и фантазию, обогащается словарь, развиваются коммуникативные умения.

 

Подготовила Лилит Алексанян

Добавить комментарий