Давайте вспомним времена, когда случалось проводить отдых на берегу моря. Вспомним ощущения соприкосновения наших ног с теплым морским песком. Как много позитивного мы получаем от этого простого действия: расслабляемся, невольно сбрасываем с нас накопленное напряжение, отдыхают не только ноги и тело, но и мозг, и незаметно для нас начинаем по-другому смотреть на вещи, на мир, на отношения. Именно это успокаивающее и исцеляющее свойство морского песка лежит в основе сандплея или игры с песком, которая в психологии получила название песочной терапии и к которому в последнее время психологи прибегают очень часто.
В простом морском песке, несомненно, много позитивного не только для взрослых. Попробуйте и увидите, как дети любят копаться ручонками в песке, создавать разные образы из него, пофантазировать во время игры, как они оживляются и раскрываются, начинают активно общаться с детьми и со взрослыми. Так, что вы можете даже не узнать своего ребенка.
И конечно, во всем этом лежит основа развития, которому нужно способствовать постоянно. И чем раньше начать, тем меньше нерешенных проблем будет во взрослой жизни.
Итак, если все это перевести на “профессиональный” язык, то получится, что игра с песком способствует развитию:
- Творческого потенциала ребенка.
- Правого полушария мозга (развивает языковые способности, аналитическое мышление, контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминанию фактов, имен, дат и их написанию).
- Образно-логического мышления.
- Активно тренирует мелкую моторику руки.
- Ненавязчиво настраивает на формирование ценностей.
- Помогает строить гармоничный образ мира.
Если у детей есть какие-то проблемы и трудности, то игра с песком поможет их решать тоже. Иногда родители сами не могут увидеть и понять эти трудности, настолько они могут быть глубоки и скрыты от глаз. А это:
- страхи,
- агрессивность,
- конфликтность,
- застенчивость,
- соматические (телесные) расстройства (например недержание мочи).
Ребенок может испытать также трудности невербального характера, когда ему трудно бывает выразить словами разнообразие своих эмоций и чувств. Во время игры все это он переносит на самостоятельно выбранную игрушку, которую он может бросить, ударить, закопать в песок, вместо того, чтобы выразить словами свои мысли, чувства.
А что же происходит в ходе игры с песком? Ребенок двигает персонажами, они “общаются” в песочнице, выражая мысли и чувства, которые актуальны для ребенка в данный момент времени, в процессе игры маленький человек чувствует себя творцом, режиссером того, что происходит на песке, и в ходе символического игрового проживания он находит оптимальный и “экологичный” способ решения тревожащей его ситуации, постепенно, самостоятельно или с помощью взрослых, создавая песочные миры, дети избавляются от негативных тенденций, которые как бы исчезают, уходят в песок.
Лилит Алексанян