Появление детей в семье – всегда событие. Событие, вместе с которым в дом приходят не только счастье и радость, но и дополнительная ответственность, заботы и новые взаимоотношения, которые с годами требуют большей осознанности. Это также появление новых возможностей развития и роста, как в личностном плане, так и в сфере различных видов жизнедеятельности. Причем, возможности эти касаются как детей, так и родителей и других взрослых в семье.
Конечно, новорожденный ребенок беспомощен, и в буквальном смысле зависит от удовлетворения своих естественных потребностей. Однако даже в таком возрасте он значительно быстро начинает развиваться и физически и психически.
Со временем беспомощность и зависимость новорожденного от родителя уменьшаются. И чтобы этот процесс проходил своевременно, по возможности гладко и без травм, родителю необходимо знать его особенности и нюансы, нужно знать, что организм ребенка как в биологическом, так и в психологическом отношении не представляет что-то постоянного. Он находится в процессе непрерывного роста и развития, которая происходит по определенной закономерной последовательности. Физическое и нервно-психическое развитие ребенка во многом определяется тем окружением, в котором он проводит большую часть своего времени. На это развитие на разных этапах жизни оказывают определенное влияние родители, родственники, друзья, школа, педагоги и др. Но это влияние тоже не бывает одинаковым для всех, даже для родившихся в одной семье детей. Развитие каждого из них происходит индивидуально и в течение разного времени. Нужно знать, что на разных возрастных ступенях дети оказываются особо чувствительными к усвоению определенных процессов, а другие им плохо поддаются или вовсе не усваиваются. В процессе развития могут обнаружиться такие противоречия, как, например, между новыми и старыми психофизиологическими возможностями ребенка, между новыми и ранее сложившимися видами деятельности и формами взаимоотношений с окружением. Такое в основном особо остро обнаруживается в периоды «возрастных кризисов», например, в период, когда ребенок начал ходить в школу или в период кризиса подросткового возраста.
От момента рождения до того, как ребенок становится взрослым, он проходит через определенные стадии или периоды детского возраста и по мере такого перехода меняются особенности его развития и прогресса, меняются среда и внешняя обстановка, в которой он живет.
Родителю также нужно принимать во внимание, что и дети одного возраста тоже имеют индивидуальные различия в процессе развития и роста. Одни медлительны или спокойны, могут быть сосредоточенны в процессе игры или другой деятельности, другие чересчур подвижны, непоседливы, не могут длительное время сосредоточить внимание во время игры или на выполняемой деятельности. Однако у всех детей есть и что-то общее — все они проходят определенные этапы, стадии развития, которым свойственны определенные психологические особенности.
Психологическая наука разделяет определённые возрастные периоды, через которые проходят все дети: период новорожденности, грудной возраст, пред дошкольный, дошкольный, ранний школьный и старший школьный возрасты. В настоящее время особое внимание уделяется также периоду внутриутробного развития.
Психическое развитие ребенка во многом определяется и измеряется тем, как проходит созревание его организма физиологически, формирование его нервной системы, как им усваиваются разные формы человеческой деятельности и т.п. В этом процессе дети приобретают соответствующие знания и умения, у них формируются основополагающие способности и личностные качества. Однако это созревание еще не определяет то, как у ребенка формируются специфические человеческие свойства и способности, такие как, например, речь, музыкальный слух, логическое мышление и т. п.
Нужно принимать во внимание, что дети усваивают общественный опыт в процессе активного осуществления различных видов деятельности. Принимая участие в каждом отдельном виде ребенок начинает усваивать внешние, материальные действия с предметами, постепенно переходя к выполнению внутренних, умственных действий, которые позволяют ориентироваться в соответствующей области действительности. Познавая по-отдельности предметы и действия своего окружения, ребенок формирует общее представление и понятие об окружающей действительности. По мере своего психического развития ребенок становится субъектом, способным самостоятельно действовать на основе сознательно поставленных целей.
В ходе культурно-исторического развития общества меняются психологические особенности ступеней развития. И главное на этих ступеней являетсв не то, сколько знает и умеет ребенок на данном этапе, и даже не особенности отдельных психических процессов, так как они могут сильно меняться. Главное здесь свойственное для каждого возраста внутреннее отношение ребенка к окружающему, своеобразие способов с помощью которых он познает и открывает новые стороны окружающего мира.
Родителям также нужно знать, что развитие ребенка, формирование его психических процессов происходят в рамках целостной личности ребенка, который обладает определенными природными задатками и который живет, действует и воспитывается в определенных социальных условиях. В процессе превращения беспомощного младенца в самостоятельного взрослого человека, полноценного члена общества, развивается его психика, объективная действительность отражается в нем более сложным и совершенным образом. И то, какое окружение и воспитание обеспечат родители своему ребенку, несомненно, имеет огромное и решающее значение в процессе формирования личности взрослеющего ребенка.
Подготовила Лилит Алексанян